Фристайл – это относительно новый вид спорта, который самым удивительным образом сочетает в себе элементы послушания и танца. Собака и человек под музыку совершают разнообразные движения, подчиненные единому замыслу танца.
В большинстве дрессировок ведущая роль принадлежит собаке – оцениваются именно ее качества и талант. Во фристайле оценивается пара в целом – ее гармоничность, слаженность движений, артистизм. Здесь нет очень четких правил движения – это просто танец. Собака может делать разнообразные движения – проходы у ноги, повороты, движения задом и боком, прыжки, стойки и множество других вещей. То же самое относится и к человеку – во время танца с собакой он может совершать самые разные движения телом, руками и ногами – лишь бы они соответствовали музыке.
По своей идее этот спорт близок к таким видам спорта, как фигурное катание и художественная гимнастика, где спортсмены выполняют под музыку специальную программу, включающую различные сложные технические упражнения. Кинологический фристайл строится по тому же принципу – собака рядом с человеком выполняет определенные технические элементы, подчиненные единому замыслу номера и музыке, а судьи оценивают сложность выступления, чистоту исполнения элементов и артистичность пары.
Зарождение фристайла началось в конце 80-х годов, когда получили широкое распространение различные позитивные методы дрессировки, основанные на мотивации собаки. Все больше людей хотело в процессе дрессировки общаться с собакой на равных и получать от этого удовольствие. Тогда и появились первые попытки совместить занятия по послушанию с музыкой. Во многих клубах устраивались показательные выступления по послушанию, часто они проходили под музыку, и люди обратили внимание, что когда есть ритм, выступления выглядят и выполняются совсем по-другому. Тогда энтузиасты в клубах стали пробовать проводить под музыку и тренировки.
В 1990 году в Великобритании прошел первый семинар, посвященный тренировкам под музыку, который провела известная английская спортсменка по Обидиенс Мэри Рэй. Тогда же стало понятно, что это может перерасти в отдельный спорт.
Идею тренировок и специальных выступлений под музыку подхватили в Канаде, где команда энтузиастов, занимавшихся Обидиенс, решила по примеру англичан попробовать соединить обычные движения выступления по послушанию с музыкальной темой. Тогда в 1991 году на выставке Pacific Canine Showcase в Ванкувере был продемонстрирован первый показательный танец, который исполнила девушка в костюме всадницы с золотистым ретривером. Это была Тина Мартин, впоследствии ставшая первым президентом вновь созданной Международной организации музыкального спорта с собакой.
Это выступление дало своеобразный толчок развитию фристайла в Америке – под впечатлением увиденного в Канаде, любители спорта с собаками из США тоже попробовали тренироваться подобным образом, и уже в следующем году в Штатах прошел ряд показательных выступлений, а затем были созданы спортивные организации, занимающиеся фристайлом.
Одновременно развитие спорта продолжалось и в Великобритании, где с 1992 года на знаменитой выставке “Крафтс” регулярно стали проходить показательные выступления.
Когда этот вид спорта только начинался, это было, по сути, просто движение собаки у ноги под музыку. В то время как хэндлер совершал разные танцевальные па – кружения, продвижения вперед и назад и тому подобное – собака двигалась с ним рядом, стараясь попасть в ритм движения. Именно в то время родилось первое название этого вида спорта – Heelwork to Musiс, что буквально переводится как “Движение рядом под музыку”. Шли месяцы, потом годы, спорт развивался в разных странах, правда, немного в разных направлениях. В движениях собаки стала допускаться большая свобода, появились “змейки”, прыжки, кружения на задних лапах, так что теперь это уже нельзя было назвать просто движением рядом под музыку. Соответственно, в разных странах стали появляться новые названия, которые более точно отражали происходящее: музыкальный фристайл, кинологический фристайл, танцы с собаками, кинологические танцы, музыкальная “выездка” (по аналогии с движениями на соревнованиях по выездке у лошадей).
В каждом виде находились энтузиасты, которые развивали спорт в том направлении, которое было интересно им – кто-то перекладывал на музыку базу Обидиенс, кто-то предпочитал попробовать учить собаку танцевать по типу выездки, а кому-то хотелось совместить возможности собаки с отлично поставленным и исполненным с точки зрения хореографии танцем хендлера. Все эти направления нашли свое отражения в современном фристайле. В правилах некоторых стран и клубов допускаются выступления отдельно по всем этим видам, некоторые спортивные организации занимаются каким-то одним направлением.
В Великобритании танцы с собаками сохранили свое исходное название – Heelwork to Music (движение рядом под музыку), хотя правила уже давно допускают отход собаки от человека и выполнение ею различных самостоятельных движений. Тем не менее, выступление удерживается в определенных рамках, поддерживающих у происходящего статус спорта, хоть и с элементами артистизма. Английская версия Фристайла сохраняет тесную связь с традициями английского Обидиенс, который славится великолепным заинтересованным движением собак у ноги и молниеносным выполнением команд на расстоянии.
Выступления лучших спортивных пар действительно впечатляют – движения собаки и человека выверены до миллиметра и абсолютно синхронны там, где это необходимо, отлично держится темп и ритм. Собака настолько хорошо знает свою часть программы, что человек управляет ею с виду легко и непринужденно, концентрируя внимание не на собаке, а на самом выступлении. Благодаря этому выступление смотрится очень артистично и красиво, невольно приходит на ум сравнение с фигуристами, показывающими в парном катании оригинальный танец! Чего стоит пес, лихо отплясывающий канкан со своей хозяйкой! Иногда создается впечатление, что именно собака является ведущим партнером на выступлении.
А костюмы! Великолепно сшитые и сидящие, с подобранным гримом, они являются неотъемлемой частью номера. И хотя костюм у собаки не допускается, костюм хозяина работает за двоих. Как вам понравится неторопливый английский полицейский в черном мундире, вокруг которого в такт музыке вьется в бешеном темпе черно-белый бордер колли? Или команда разноцветных телепузиков с собаками, исполняющая забавный танец? Или настоящий Чарли Чаплин с тросточкой и постоянно “обижающий” его пес? Надо сказать, что и хореографическая подготовка у ведущих спортсменов просто потрясающая – на танец спортивных пар приятно смотреть.
По правилам английской фристайл-организации Paw-2-Music спортсмены соревнуются в разных видах программы, разделяющихся по разрешенным движениям собаки, и разных классах, зависящих от опытности выступающих.
Вот описание некоторых видов программы.
Музыкальная “выездка” – собака должна продемонстрировать движение разными аллюрами у ноги или в свободной позиции. Собака может двигаться в любом направлении, демонстрируя один или несколько аллюров – шаг, рысь, галоп и т.п.
Движение рядом под музыку – в этом виде программы требуется, чтобы примерно 60% от всех элементов были движение собаки у ноги разными темпами и аллюрами, а 40% - элементы фристайла в любой позиции. Движение рядом допускается как с левой, так и с правой стороны, но при этом дистанция между человеком и собакой должна сохраняться минимальной.
Фристайл - этот вид разрешает любые движения, демонстрирующие силу, ловкость и гибкость собаки, производимые в любом положении, в том числе и на расстоянии от человека.
Танцы с собаками – это по существу танец, исполняемый хэндлером, при участии собаки. При этом собака может выполнять элементы “выездки” и фристайла в любом соотношении и последовательности.
Что касается классов, то разделение может происходить не только на классы новичков, мастеров и так далее, но могут быть устроены классы для отдельных пород, групп пород, классы с заданной темой выступления.
В январе этого года английский Кеннел-клуб принял проект официальных правил, так что теперь музыкальный фристайл обрел в этой стране статус полноправного спорта. В нем оставлены всего два вида программы – Движение под музыку и Фристайл
А вот выдержки из правил американской организации Canine Freestyle Federation (CFF). Правила этой организации достаточно близки по духу к английским, здесь тоже стараются поддержать серьезный спортивный статус Фристайла.
Выступления предусмотрены в четырех уровнях, в каждом из которых есть свои обязательные элементы и различаются требования к выступлению в целом.
Первый и второй уровень – начальные. На них требуется интересно обыграть обязательные движения, используя все пространство ринга, причем на первом уровне разрешается работа с поводком. На третьем уровне необходимо показать более сложную комбинацию движений с упором на хореографию и высокую степень подготовки собаки. Четвертый уровень, самый высокий, подразумевает артистичное выступление с большим числом разнообразных обязательных элементов. На более высоких уровнях разрешается показывать программу большей длительности, почти до четырех минут, тогда как на первом и втором – не более двух с половиной.
Вот краткое описание элементов, обязательных для исполнения на каждом из четырех уровней.
1 и 2 уровни – требуется показать движение рядом (с правой или левой стороны), фронтальную позицию (позиция собаки перед хэндлером, как стационарная, так и в движении), два изменения темпа движения, повороты на месте или в движении, а также кружения, “змейки” или спирали.
3 уровень – необходимо продемонстрировать движение рядом уже и с правой и с левой стороны, к элементам предыдущего уровня добавляется движение боком вправо или влево и движение задним ходом.
4 уровень – помимо элементов третьего уровня включает работу на расстоянии. Повороты требуется показать как в движении, так и на месте, а движение боком нужно продемонстрировать и вправо и влево.
В правилах организации World Canine Freestyle Organization (WCFO) также как в Англии есть разделение на две большие группы – “Движение под музыку” и “Фристайл”. В первой группе требуется плотное движение у ноги в любом виде (обычное, задом наперед, боком и т.п.), движение перед хэндлером и позади хэндлера, разрешена лишь небольшая дистанция, которая необходима для отдельных элементов. Запрещены прыжки, “змейки”, повороты на расстоянии и т.п. Во второй группе - собственно “Фристайле” разрешено практически все. В отличие от правил Canine Freestyle Federation, которые мы привели выше, в WCFO нет четкой регламентации необходимых к исполнению элементов. Именно поэтому есть мнение, что такой вид фристайла является своеобразным развлечением, а не спортом, поскольку некоторые выступления больше похожи на цирковые представления. Отсутствие сильной «послушательной» базы делает эти выступления не такими цельными и профессионально выглядящими, как английские.
Во Фристайле версий почти всех организаций есть разделение на классы. Классы бывают нескольких видов: индивидуальный (один человек, одна собака), парный (два человека, две собаки) и командный (три или более человека, каждый со своей собакой). Последние годы развивается, но пока только как показательный, класс Тандем – один человек и две собаки.
Хотя, наверное, самые многочисленные организации любителей Фристайла находятся в США и Канаде, в Европе фристайл также успешно развивается. Есть свои объединения в Австрии, Швейцарии, Дании, Бельгии, Голландии, Польше, Германии, Франции. Развитие спорта в этих странах возникло в основном под влиянием увиденных на выставке Крафта в Великобритании показательных выступлений, привезенных оттуда методик и видеопособий. В 2000 году в Швейцарии состоялся первый Европейский Чемпионат по танцами с собаками.
В США проводится, наверное, самое большое число соревнований, там существуют даже заочные национальные и международные видео-соревнования, в которых участвуют спортсмены из стран, где еще нет соревнований по фристайлу или до места проведения соревнования очень трудно добраться. Также это шанс поучаствовать в международных стартах тем фристайлерам, в чьих странах действуют жесткие карантинные требования по ввозу или вывозу собак, например, в соревнованиях с удовольствием участвуют японские спортсмены.
Спортсмены записывают свое выступлению на видео и присылают его обычной почтой в оргкомитет. При этом организаторы требуют, чтобы запись была выполнена без остановок записи и редактирования, иначе такая кассета к конкурсу не принимается. Победители и участники таких соревнований получают свои призы и уведомления о получении титулов по почте. Возможно, нам в России тоже можно попробовать перенять такой опыт. Ведь фристайл сам по себе не сложен с точки зрения затрат на оборудование и подготовку выступления, так что с регулярным проведением видео-соревнований появился бы стимул для занятий во многих, даже самых отдаленных от центра городах России. А сборную кассету с выступлениями всех участников можно было бы отправить всем, кто прислал свое видео для этих соревнований.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=Vu07iwp-MeA[/youtube]